Сайт учителя истории и обществознания Ивановой Ольги Ивановны
МОУ "Кандатская средняя общеобразовательная школа"
Краснорский край, Тюхтетский район, пос. Сплавной
Методическая работа - Статьи

   Здравствуй, долгожданный гость! Приветствую Вас на своем сайте. Буду очень рада, если Вы найдете на данном ресурсе для себя что-то полезное, нужное.
С уважением, Ольга Ивановна
C овременный уровень образования требует индивидуального подхода к каждому ученику, что делает подход к планированию работы учителя более трудоемкой, так необходимо предусмотреть  работу на уроке с каждым учеником. Современная школа должна обеспечивать развитие различных компетентностей ребёнка: познавательной, самообразовательной,  информационной, коммуникативной.  В разноуровневом  классе довольно проблематично организовать индивидуальную работу на развитие  этих компетентностей у отдельного ученика при современных объемах изучаемого материала. При освоении истории в среднем звене на уроках результативной формой является  организация индивидуальной или партной работы с компетентностно - ориентированными заданиями, которые позволяют наиболее  эффективно использовать задания разного уровня сложности.
Компетентносто - ориентированные задания (КОЗ) - это задания, в основу которых заложено развитие индивидуальных особенностей школьников.  Они позволяют на основе выполнения задач развивать у учащихся среднего звена культуру мышления, навык аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Задания данного типа эффективно использовать на уроках истории в качестве личностно-ориентированного задания. При подготовке КОЗ учитель закладывает в основу индивидуальные особенности школьника: уровень сформированности знаний, умений и навыков, наиболее воспринимаемый для данного школьника способ организации материала, темп восприятия и выполнения определенного вида работы, коммуникативность, умение преодолевать трудности. Этот тип заданий позволяет применить наиболее удобный для данного ученика вид работы с материалом: выделить необходимые элементы, сделать вывод на основе изложенного материала, составить на основе материала схему или таблицу, найти ответ на определенный вопрос и другое.
Урок истории позволяет формировать индивидуальные компетентности учащихся на этапе закрепления при помощи компетентностно - ориентированных заданий разного уровня сложности, разного типа заданий и разного типа материала (исторический источник, словарь, отрывок художественного текста, иллюстрации или фотографии, схемы и карты).  Эти задания позволяют организовать деятельность учащихся, так чтобы ученик искал пути решения самостоятельно, а не выполнял готовый алгоритм действий, что дает возможность направить работу на уроке на формирование таких компетентностей, как умение решать проблемы и организовать работу, направленную на писки этого решения, используя свой жизненный опыт, добывать информацию, обрабатывать и анализировать ее, умение оценивать и соотносить события, действия, поступки, умение решать определенный возникающие трудности и умение делать обобщенный вывод. Развитие данных индивидуальных навыков у школьника позволяет не только решать учебные задачи, но и развивать навыки, которые позволят реализоваться школьнику  как личности и на этапе школьного обучения, и во взрослой жизни. Конпетентностные задания  в отличие от карточек и тестов используются не для того, чтобы поставить оценку, а для того, чтобы учащийся вник и понял материал, смог его пронести через себя, осознать и только после этого выполнить задание. Учащиеся получают  знания самостоятельно.
Компетентностно - ориентированное задание складывается из пяти основных блоков: стимул, задачной формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки:  аналитическая шкала, перечень вероятных вариантов ответов; ключ- эталон результата выполнения учащимися задания закрытого типа;  бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащихся по выполнению задания; критерии оценки работы в группе.  Для того, чтобы компетентностно - ориентированное задание стало звеном личностно - ориентированного подхода необходимо выделить ребят, с которыми следует провести  определенную работа - отстающие или одаренные дети. Или разделить школьников на группы по уровням, для которых необходимо продумать задания с ориентацией на развитие определенной личной компетентности. Следующим шагом при разработке данного типа заданий является определения перечня компетентностей, которые Вы желаете развить у того или иного школьника. Выберите источник информации, на основе которого вы будете создавать дидактический материал.
Для начала. Чтобы задание стало интересным для школьника необходимо его мотивировать, создать стимул, который подтолкнет его к поиску решения поставленной проблемы. В среднем звене в качестве стимула можно использовать такие формулировки как: "Объясните классу…", "Объясните простому народу преимущества принятия данного закона…", "Для беседы с  оппонентами выделите…." и т.п. Стимул позволяет заинтересовать ребят и подвигнуть их на выполнение определенного задания не на ставшим сегодня основным стимуле - оценке, а на тяге узнать. Этот блок компетентностно -ориентированного задания необходимо ориентировать на определенный класс и на определенных характер проведения урока или системы уроков. Так при изучении преобразований в обществе уместно будет при составлении стимула связывать прошлое и настоящее, или подразумевать дальнейшее рассмотрения их со всем классов с точки зрения того или иного сословия. Постановка в стимуле ориентации на необходимость применения полученного результата в будущем, позволяет замотивировать школьников на реальный результат,  на будущее применение полученных знаний, и на получение оценки. Также при определенном построении урока в качестве стимула можно использовать будущую соревновательность, соперничество в классе. Следовательно, можно говорить о том, что компетентностно -ориентированное задание является не отдельной частью связанной общей темой, оторванной от приведущих частей урока, но и возможно вкрапление данной формы закрепления как плавно вытекающей из приведущей и втекающей в последующую.
Задачная формулировка в дидактических материалах данного типа является основной частью, ориентирующей данную форму работы на определенного ребенка и на развитие его отдельных компетентностей. Благодаря данному блоку модно организовать индивидуальную работу с каждым ребенком на одном и том же материале. Она включает в себя изложение самого задания, которое должен выполнить школьник, но не прописывает алгоритм работы. Здесь при развитии  индивидуальных особенностей важно, чтобы при любом уровне знаний ученика в материале не содержалось готового ответа. Он должен самостоятельно определить для себя путь и проделать его, чтобы получить нужный результат, на который его направляет задачная формулировка. Так, например, при изучении темы "Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки" в качестве задачной формулировки при работе с изречениями из Конституции США 1787 года в компетентностно - ориентированном задании возможна следующая задачная формулировка: "Помогите составить схему вертикали власти в США по Конституции 1787 года, используя текст документа".
Следующий блок построения данного типа заданий является источник информации, который универсальный и может использоваться один и тот же при развитии разных компетенций учащихся и при составлении заданий разного уровня. Это позволяет сократить время на подготовку ориентированных заданий, за счет использования одного источника. Материалом для составления компетентностно - ориентированного задания может служить исторический источник, что позволяет развивать навыки работы школьников с документами, читать их, вычленять главное, делать выводы и соотносить документы с рассказом учителя и авторским текстом учебника. Этот навык необходим в современном образовательном процессе. Так как он позволяет школьникам развивать аналитические качества мышления, что необходимо и при подготовке к ЕГЭ, и при восприятии большого потока информации в обыденной жизни человека. Но источником информации может служить и карты, и схемы, и ЦОР расположенные на основных образовательных сайтах. Разнообразная работа с графическим материалом позволяет развить у ребят навык "чтения" карт, схем, планов, и иллюстраций. Ведь не даром еще на Руси считались книгами для неграмотных. А сегодня современные школьники умеющие читать и писать не способны "прочитать" нарисованное. Следовательно, учитель, используя один и тот же источник информации, благодаря только своим профессиональным навыкам, опыту и знанию класса способен создать серию компетентностно - ориентированных заданий по определенной теме или разделу разного уровня, что позволит развивать компетентности учеников, доводить их до совершенства, индивидуально работая с каждым.
Для полноты, законченности работы необходимо продумать критерии оценивания выполненной работы школьником - это может быть конкретный ответ, может быть эталон, от которого школьник может немного отклониться. Соотношение количества ошибок и оценки тоже необходимо продумать, например, 0-1        ошибка или 2 неточности - "5", 2-3 ошибки - "4", 4-5 ошибок - "3", 6 и более - "2". Этот блок позволит учителю сократить время на проверку результатов выполненной работы.
Если компетентностно - ориентированное задание полностью продумано и логично включено в урок, то оно позволит не только индивидуально развивать компетентности школьников на уроках, но привить интерес к предмету, создать давно утраченную связь истории и современности. Так при изучении темы "Олимпийские игры" на уроках в 5 классе возможно составления задания на сравнение современных игр с играми, проходившими в древние времена, или при изучении деятельности Александра II дать задание школьникам выявить влияние его реформы 1861 года на современную демократию.
Компетентностно - ориентированные  задания при организации индивидуального обучения в 5-9 классах, позволят вывести школьников в независимости от уровня подготовки на новый уровень самостоятельной работы.

Компетентносто - ориентированное задания
как форма  работы при личностно - ориентированном подходе на уроках истории в 5-9 классах

Опубликована конкурсная статья              Узнай больше о КОЗах
Методика использования компетентностно-
ориентированных заданий на уроках истории поможет индивидуализировать образовательный процесс.
Марафонская битва. Методическая разработка
урока, состоящая из презентации, конспекта урока, иллюстраций и раздаточного материала КОЗ.
На уроках истории наиболее удобны КОЗ на
этапе получения новой информации, так как  они позволяют учителю изменить традиционную форму урока
Hosted by uCoz