Сайт учителя истории и обществознания Ивановой Ольги Ивановны
МОУ "Кандатская средняя общеобразовательная школа"
Краснорский край, Тюхтетский район, пос. Сплавной
Сайт
учителя истории и обществознания
Иванова Ольга Ивановна
Методическая работа - Статьи

   Здравствуй, долгожданный гость! Приветствую Вас на своем сайте. Буду очень рада, если Вы найдете на данном ресурсе для себя что-то полезное, нужное.
С уважением, Ольга Ивановна
Введение работы с контурными картами как заданием для закрепления изученной темы на уроках истории в общеобразовательной школе

Опубликована конкурсная статья              Узнай больше о КОЗах
Методика использования компетентностно-
ориентированных заданий на уроках истории поможет индивидуализировать образовательный процесс.
Марафонская битва. Методическая разработка
урока, состоящая из презентации, конспекта урока, иллюстраций и раздаточного материала КОЗ.
На уроках истории наиболее удобны КОЗ на
этапе получения новой информации, так как  они позволяют учителю изменить традиционную форму урока
Сертификат 
№ 20100710 -1
   Контурная карта как материал для закрепления изученного материала заняла свое место в методике обучения истории учащихся средних школ, но несправедливо отведена на второй план в современном образовательном процессе, направленном на внедрение ИКТ в педагогическую практику учителя-предметника. Изучив большое количество предлагаемых разработок на образовательных сайтах и в выпускаемых печатными домами сборниках, пришла к выводу о том, что в работе учителя истории часто западает данный элемент обучения, несмотря на его необходимость для понимания материала школьником.
   Что же такое контурная карта?
   Контурная карта - это чистый лист с намеченными контурами, подталкивающий ребенка к более глубокому изучению материала, возможно даже к самостоятельному повышению уровня знаний по предмету. При правильно поставленной систематической работе данный материал становиться той итоговой точкой в закреплении темы, которая позволит школьнику оценить свои знания и своё понимание того или иного исторического события.  Работа с данным дидактическим материалом при систематическом применении с каждым занятие будет занимать на уроке все меньше и меньше, при условии использовании традиционных заданий. Так, например, одно задание основного типа  - обведение тех или иных границ, будет занимать на уроке 5-7 минут в зависимости от уровня навыков работы школьников с контурной картой.
Наиболее легко будет привить ребятам навыки заполнения контурной карты, если использовать  на уроках продукцию  издательства "Дрофа", так как в данных картах для облегчения выполнения задания некоторые географические объекты уже подписаны, выделены исторические границы необходимого государства, а также дана легенда с уже имеющимися условными обозначениями. Если все же учитель предпочтет работу с более традиционными видами контурных карт, так называемых "голых" (например, издательства "ФГУП "Новосибирская картографическая фабрика"), имеющих минимальный набор готовых обозначений, то следует приготовиться к тому, что ребята первоначально будут допускать большое количество ошибок при выполнении заданий.
   На сегодняшний день  учителя придерживаются точки зрения, что  задания в контурных картах должны даваться 3-4 раза в четверть, которые ученики выполняют самостоятельно дома [2]. Для удачной реализации предложенного плана обучения необходим высокий уровень подготовки учащихся в данной области. Но данный вид самостоятельной работы у школьников часто "западает": некоторые допускаю большое количество ошибок в оформлении, а другие не понимают задания, просто перерисовывая карту из учебника или атласа. Неоднократно столкнувшись с такой проблемой среди ребят пятого класса, предлагаю учителю незамедлительно начать отработку необходимых навыков, чтобы позже эта проблема не навалилась как снежный ком. Наиболее уместно и менее обременительно на начальном этапе обучения ввести раз в неделю "пятиминутки", которые помогут учащимся освоить навыки оформления контурной карты. Совместное заполнение на уроках позволит школьнику понять что такое контурная карта, как с ней работать и он сможет воочию увидеть ход  заполнения. Учитель в свою очередь сможет наглядно сразу всему классу показать тонкости работы и правила оформления. 
   1-я пятиминутка. Первая встреча ребят с контурной картой как определенным видом задания по курсу истории. На первых занятиях необходимо вспомнить со школьниками основные  детали исторической карты, ее структуру, условные обозначения, а только затем переходить к картографической работе. В ходе первого занятия учитель знакомит школьников с контурной картой, показывая основные ориентиры для работы с ней. Нужно вспомнить стороны света, обвести контуры океанов, морей, крупных рек и озёр, обозначение границ государств и обозначения крупных городов. Необходимо обозначить участок на контурной карте, отведенный для легенды, более подробно остановившись на понятии "легенда", её функциях и значении. Объяснить правила заполнения контурной карты (Прил.1). Заострить внимание на инструментах, которые понадобятся ребятам для работы с данным заданием. Акцентируйте внимание на том, что нельзя использовать фломастеры, выделители и корректор, а приоритет отдать цветным карандашам, которые они должны будут принести на следующий урок (это лучше прописать в дневнике на определенное число).
   2-я пятиминутка. Первая работа школьников с контурной картой. Для этого выбираем самое легкое задание, соответствующее изучаемой  на уроке теме. Даже если Вы начинаете позднее пятого класса или сменили издателя, приурочьте "пятиминутки" к теме занятия. В данном случае предлагаю учителю, познакомив учащихся с изучаемой страной, объяснив ее местоположение, предложить отметить границы данного государства на контурной карте, а затем, обозначив в легенде цвет, закрасить обведенную территорию. Данное задание займет немного времени, но позволит актуализировать знания, полученные ранее о работе с подобного вида заданиями,  и закрепить полученные по теме на уроке. Для наглядности, если позволяет оснащение кабинета, можно использовать интерактивную доску или проектор. В этом случае учитель может сам показать как выполнить данную работу или, если этот вид задания уже знаком школьникам, вызвать одного ученика к доске, тем самым проверив уровень навыков работы с контурной картой. На первых занятиях сначала с учащимися проработать границы изучаемого государства по исторической карте. Учащиеся берут карандаши и, следуя за учителем, условно обводят границы на карте в учебнике или атласе. Учитель, проходя границы, акцентирует внимание школьников на некие ориентиры, по которым пролегают контуры государства - это реки, озера, населенные пункты и т.п. Если навыки школьников  позволяют, то можно предложить им отметить географические объекты: реки, озера, горы и т.п. Если навыки слабые, то целесообразнее  данное задание либо дать на дом, либо перенести на следующий урок.
Так, например, на уроке в 6-ом классе при изучении темы "Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веке"[3] можно ввести следующий вид работы с контурной картой на начальном этапе. Учитель обводит границы Франкской империи в начале VI века, особо обозначив по ходу реки Рейн, Дунай, город Базель, реки Сена и Луара, город Тулуза, реку Гаронна, город Бордо, Бискайский залив, Северное море. Это границы территории государства при первом франкском короле Хлодвиге в 511 году. Обозначает все ориентиры на карте, которые помогут ребятам правильно отметить границы государства. Затем предлагаем вооружиться простым карандашом и обвести границу Франкского государства,  используя атлас [4, с.2] или карту учебника [3, с.21]. Затем на контурной карте по данной теме школьники обозначают ориентиры и обводят границы изучаемого государства.  После можно предложить соотнести с правильным решением, которое учитель выводит на экран по средствам слайда с готовыми границами на контурной карте. Затем предлагаем ребятам выбрать цвет для закрашивания обведенной территории. Рисуем выбранным цветом прямоугольник в области легенды и закрашиваем его. Подписываем обозначение к прямоугольнику "Границы государства франков при Хлодвиге в 511 году". Закрашиваем территорию. Домашнее задание: на контурной карте обозначить завоевание франков  в VI-VIII веках.
   3-я пятиминутка. На следующем уроке школьники должны справиться с подобным заданием намного быстрее. Следующая изучаемая тема в 6-ом классе является продолжением предыдущей "Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность". Эта тема является продолжением изучения истории франкского государства, следовательно, можно продолжить работу с оформленной на предыдущем занятии контурной картой. Учитель показывает на доске либо при помощи интерактивных средств новый элемент заполнения контурной карты - военные походы (стрелка). Проводя обобщающую беседу с учащимися о походах Карла Великого  в 768-814 годах, он отмечает на контурной карте, выведенной на экран,  или на иллюстративной исторической карте, прикрепленной к доске, их направления: во владения басков, саксов,  лангобардов  и т.п. Затем предлагает школьникам отметить стрелками данные походы и обозначить цветом присоединенные территории этих народов на контурной карте.
Далее плавно  переходим к новому этапу работы с контурной картой, объединяя в единую цепочку занятие с контурной картой на прошлом уроке,    объяснением новой темы и обозначение военных походов на нынешнем и ее закреплением. После объяснения темы, подводя промежуточный итог, учитель обозначает новые границы обширного франкского государства Карла Великого. Он обводит границы Франкской империи в начале IX века, особо обозначив по ходу реки Эльбу, Дунай, город Рим, город Марсель, реку Рона, город Барселона, реку Эбро, Бискайский залив, Северное море. Школьники за ним условно очерчивают границы в атласе или учебнике. Затем, переводя умения ребят на новый уровень, учитель предлагает самостоятельно выполнить задание: "Обведите границы Франкской империи при Карле Великом". Походу учитель должен корректировать работы учащихся, напоминая об обязательном оформлении Легенды. Опять же, если позволяет оснащение кабинета, возможно выполнение задания одним школьником у интерактивной доски, или вариант с заранее подготовленным преподавателем слайдом, выведенным на экран для самопроверки. Логичным завершением изучения данной темы будет  следующее домашнее задание: "Обведите границы раздела Франкской империи по Верденскому договору"[4, с.1].
   4-я пятиминутка. Продолжаем работу с контурной картой. При изучении темы "Культура Западной Европы в раннее Средневековье" [3, с.44] можно дать уже самостоятельное задание учащемся, которое позволит им проявить свои навыки на практике. Наиболее простым будет задание следующего типа: обозначить на карте столицу Королингского Возрождения. Если ученики более сильные, то возможно следующее задание: отметить на контурной карте границы земель, зависимых от Франкской империи при Карле Великом.
После каждого домашнего задания, связанного с заполнением контурной карты, на начальном этапе учитель должен тщательно проверять выполненную работу каждого ученика. Это позволит отследить развитие навыков  у школьников, выявить непонимания и искоренить ошибки еще в начале обучения.
    Если вы только вводите контурные карты в преподавание курса в определенном классе, то целесообразнее будет проводить данный вид работы систематически с небольшими перерывами. Так как в общеобразовательной школе предполагается два часа, то предлагаю при изучении одного из разделов включить пятиминутную работу с контурной картой, чтобы ребята смогли освоить правила и принципы ее оформления (при условии, что урок длится 45 минут). Чтобы сэкономить время на уроке, можно разработать ряд компетентностно - ориентированных заданий с использованием контурной карты. При систематической работе у школьников навык выполнения заданий с контурной картой становиться отработанным действием, закрепившемся в долговременной памяти подростка, что позволит в дальнейшем ему не только быстро выполнять данного типа работу, но и умело читать историческую карту, извлекая из нее максимум информации, тем самым облегчив себе подготовку к занятиям, а при необходимости и к экзаменам.
    Главная задача учителя, приобщая готовые контурные карты к занятию с представленными  заданиями не превратить данную работу в механическое перенесение готовой карты данной в учебнике или атласе на шаблоны. Это в основном происходит, потому что данные задания рассчитаны на чисто графическую работу, зрительное запоминание материала и запоминания по средствам повторного обращения к тому или иному событию, походу, восстанию. Так, например, можно говорить о такого типа задании: "Покажите цветным кантом границу империи Карла Великого к началу IX века" [1]. Чтобы интересно организовать работу с данным заданием и уйти от выше указанной проблемы учителю необходимо проявить недюжую смекалку, так как подспорья в методических указаниях и готовых поурочных планах, созданных учителями высшей категории и профессорами просто нет.
         Используя контурную карту, все же не стоит забывать о том, что это только элемент занятия, а не основной вид деятельности школьников на уроке.

1.        Контурные карты "История средних веков": 6 класс/Ред. И.И. Максимов. - М.: Из-во: OOO  "Дрофа", 2009.-16 с.
2.        Требования, предъявляемые к обучающимся второй ступени и учителям при проведении уроков по различным предметам/Е.Д.Тенютина//Практика административной работы в школе №5, 2012 с.30-40
3.        Агибалова Е.В. история Средних веков: учеб. Для 6 кл./Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. -М.: Просвещение, 2002.
4.        Атлас "История Средних веков" с комплектом контурных карт/ред. Н.Н.Полункина. - Новосибирск: ФГУП "Новосибирская картографическая фабрика", 2010.