Сайт учителя истории и обществознания Аношко Ольги Ивановны ФГОС
МБОУ "Кандатская средняя общеобразовательная школа"
Краснорский край, Тюхтетский район, пос. Сплавной
Сайт
учителя истории и обществознания
На сайте открыта страница "ФГОС"            Разработка урока "Рим при Константине", 5 класс
Добро пожаловать на сайт!
   Здравствуй, долгожданный гость! Приветствую Вас на своем сайте. Буду очень рада, если Вы найдете на данном ресурсе для себя что-то полезное, нужное.
С уважением, Ольга Ивановна
10.06.2015  Урок "Рим при императоре Константине" 
Марафонская битва. Методическая разработка
урока, состоящая из презентации, конспекта урока, иллюстраций и раздаточного материала КОЗ.
На уроках истории наиболее удобны КОЗ на
этапе получения новой информации, так как  они позволяют учителю изменить традиционную форму урока
Сертификат 
№ 20100710 -1
Аношко Ольга Ивановна
Новости сайта
10.06.2015 Открыта страница "ФГОС" .Обновлены страницы "Разработки", "Фотоальбом"
03.06.2015 обновлены страницы "Главная", "Фотоальбом"
06.04.2015 Обновлены страницы "Главная", "Регалии",
17.02.2015 Обновлены станицы "Ссылки", "Награды"
12.02.2015 Обновлены страницы "К уроку", "Об авторе"
09.02.2015 Обновлены страницы "Главная", "Регалии", "План самообразования".
Новости
22.01.2015 Я опубликовала ресурс в
блоге "Педагогической копилки" для конкурса "Лучшая методическая разработка". Занятие представлено в номинации "Классные часы".
Конспект урока "Рим при императоре Константине"  (ФГОС), 5 класс
Конспект урока с презентацией "Рим при императоре Константине", по учебнику А.А.Вигасина, Г.И. Годера, 5 класс 
 
   Урок составлен с учетом требований ФГОС. Разработан на курсах повышения квалификации. Соответствует стандартам на 99,03%. В основу занятия заложена технология активного обучения - работа в парах. Учащиеся работают с картой, исторической справкой, текстом учебника и иллюстрациями. Предусмотрен игровой момен - фронтальная работа по решению кроссворда на повторение ранее изученной темы. В заключении предусмотрен контроль в виде катехизического опроса (ДА/НЕТ) в варианте "Змейка". Работа школьников основана на сотрудничестве, при котором за результат (оценку) несут оба участника пары. Урок может быть реализован в варианте формы организации - группы.
Главная - Реализация ФГОС - Рим при императоре Константине
Тема  
Римская империя при Константине
Цель   
Формирование представление о периоде правления Константина Великого в Римской империи, о его взаимоотношениях с христианами.
Задачи    .

Образовательные: сформировать представление о деятельности римского императора Константина Великого.
Развивающие: научить читать легенду исторической карты; формулировать цель своей деятельности; работать в паре, выделять главное при работе с текстом и давать оценку поступкам исторических деятелей.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории Древнего мира
Тип урока  
комбинированный
УУД
  • Личностные УУД: формируются умения такие, как: умение ориентироваться исторических событиях и явлениях; проявление творческого воображения при подготовке рассказа о Риме; решать кроссворды, эмоциональное отношение к поступкам исторических деятелей (Константина); интерес к творческой деятельности на основе исторического материала; стремление использовать полученные знания. формирование ответственного отношения к своему здоровью; проявлять само- и взаимоуважение. адекватное оценивание свои способности, что получилось хорошо, а над чем нужно поработать; формирование положительного отношения к школе.
  • Регулятивные УУД: ставить учебные цели;контролировать свою деятельность; вносить коррективы в действие после его завершения; строить поиск решений возникших проблем; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе сотрудничества; оценивать выполненные задания; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки; анализировать  свои положительные и отрицательные результаты работы на уроке
  • Коммуникативные УУД: тактично указывать на допущенные ошибки в задании; строить речевое высказывание в устной форме на основе иллюстраций учебника; четко отвечать на поставленный вопрос; соблюдать правила ведения диалога со сверстниками и учителем; формулировать вопросы к учителю и сверстникам; четко и аргументированно отвечать на поставленный вопрос; действовать в  сотрудничестве при работе в паре.

  • Познавательные УУД: выполнять учебные действия на основе алгоритма; различать значение понятий империя, колоны,  триумфальная арка,  христиане; евангелие; выделять основные признаки политического устройства Рима; сравнивать исторические границы Iв.н. э.  и IV в.н.э. при помощи карты; называть причины перемен в Римском государстве при Константине;  рассказывать о Риме на основе текста и иллюстраций; объяснять причины  почитания  христианами Константина; определять век, в котором происходили события; знание упражнения для отдыха мышц.

Планируемые результаты
Предметные:
  • Знать понятия: варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха; основные факты прихода к власти Константина; изменения в армии; причины принятия христианства государственной религией.
  • Уметь сравнивать исторические события;  излагать причины перемен в Римском государстве при Константине;  на основе текста и иллюстраций учебника составлять рассказ о Риме.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека. Складывание представлений о выдающихся деятелях.
Метапредметные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя. Умение работать с учебной информацией  и картой. Слушать учителя, четко отвечать на вопросы. Способность решать творческие задачи. Строить речевое высказывание в устной форме

Основные понятия
варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха
Ресурсы:
Презентация "Взятие Рима варварами" (Приложение №1), презентация учащегося "Император Константин".
Рабочий лист (Приложение №2). Карточки с вопросами к кроссворду. Карточки с заданиями. Жетоны.
Оборудование: проектор, ноутбук.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся.
Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - работа в парах.
Особенности урока
Предварительная подготовка сообщения и презентации учащимся. В классе 8 человек (если больше можно делить не по парам, а по группам).
Этап урока
Методы
УУД
Деятельность
Используемые ДМ и ЦОР
Планируемые результаты
Учителя
Учащегося
1.
Оргмомент
Практический
Л.: осознавать понятие аккуратности;
Р.:контролировать свою деятельность;
К.: оценивать коммуникативную ситуацию;
П.: 1)    выполнять учебные действия на основе алгоритма.
Проверяет готовность к уроку.
- Сегодня вас ждет необычный урок. Вы вытягиваете из ящика фант, на нем написана определённая дата. Вы должны определить век, к которому она относится, и сесть за парту с данным номером.
Приветствуют учителя. Вытягивают фанты, определяют век и  усаживаются за парты.
Карточки с датой
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
2.
Проверка домашнего задания
Проверка знаний
Л: проявлять чувство ответственности при выполнении поручения - проверки домашнего задания;
Р.: принимать решения при оценивании  выполнения задания сверстниками;
К.:  тактично указывать на допущенные ошибки в задании;
П.: применять полученные знания о культуре Рима для проверки домашнего задания.
Организует отчет консультантов.
- Ребята дома вы должны были ответить на вопрос №2 к главе на стр. 285. Сейчас подготовленные ребята проверят ваши ответы на данный вопрос.

Консультанты проверяют выполнения домашнего задания у ребят, указывают на ошибки.

Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
3.
Актуализация опорных знаний
Применение знаний "Мозговой штурм"
Л.:положительное эмоциональное отношение к проверке знаний;
решать кроссворды;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения поставленного вопроса
К.: работать в ходе фронтального опроса в классе;
П.: применять полученные знания об истории Рима при решении кроссворда.

На экране кроссворд по §58. У ребят на партах карточка с вопросом. Ребята задают вопрос любой из других пар, если пара не отвечает, то ответить может любой учащийся. За верный ответ группа получает жетон.
- Ребята, вы обсудите вопрос и ответьте на него в паре.
- Задайте вопрос любой другой паре. (Приложение №1 Слайд 2)
Работа в парах. Обсуждают вопрос. Ищут ответ на него.
Задают любой паре вопрос, который написан на карточке, заранее подготовленной учителем. Пара отвечает на вопрос, если ответ не прозвучит, то может ответить любой ученик. А право задавать следующий вопрос переходит к той команде, которая дала ответ.
Презентация с кроссвордом. Карточки с вопросом.
Слушать одноклассников, четко отвечать на вопросы.
4.
Изучение нового материала
Словестный: создание проблемной ситуации
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: ставить учебные цели;
К.: четко и аргументированно отвечать на поставленный вопрос
П.: Рассказывать о Риме на основе текста

- Давайте вспомним как жилось христианами в Риме?
На экране выводился историческая справка о поводе обращения Константина к христианству (Приложение №1 Слайд3)
Беседа по прочитанному:
- Ребята перед нами историческая справка. О ком идет речь в ней?
- Какое отношение у римского императора к христианству?
- Ребята, кто сможет определить цель нашего урока.
На экране цель.
- Посовещавшись с напарником, сформулируйте вопрос, на который мы должны будем ответить в конце урока?
На экране проблемный вопрос.
(Ответ: Они подвергались гонениям и преследованиям)
Ученик зачитывает содержание документа.


Ребята отвечают на вопросы учителя.
Работа в парах.
Формулируют цель и проблемный вопрос. (Ответ: почему христиане не представляли опасности для римского императора?) (Приложение №1 слайд4,5)

Презентация
Умение работать с учебной информацией. Строить речевое высказывание в устной форме.
"Хочу всё знать!"
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: ставить учебные цели;
К.: определять намерения и способы коммуникации с учителем.

- Ребята, у вас на столах рабочий лист (Приложение №2). В нем есть таблица. Сейчас мы с вами заполним  первую колонку. Каждый для себя определите в соответствии с нашей целью, что бы вы хотели узнать на уроке и чему бы хотели научиться.
Индивидуальная работа.
Заполняют таблицу.

Рабочий лист
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Словестно-наглядный
Л.: интерес к новому учебному материалу;
Р.: готовность решать познавательную задачу;
К.: четко и аргументированно отвечать на поставленный вопрос;
П.:  называть причины перемен в Римском государстве при Константине.

Работа с картой.
- Посмотрите на карту Рима. Прочтите легенду и выделите особенности развития Рима.
Слово учителя.
Со времен Траяна римляне не вели завоевательных войн. Но  пределы Римской империи непрерывно вторгались племена варваров.
Работа с понятием (на экране)
Варвары - это народности, чей язык не понимали римляне и которые им казались грубыми и необразованными. (Приложение №1 Слайд 6)
Римские полководцы вынуждены были вести постоянную оборону границ государства. Но так же они вели и борьбу за власть об одном из них мы сейчас узнаем о Константине.
- Послушайте об этом историческом деятеле и подумайте: как полководец Константин пришёл к власти и стал императором?
Смотрят карту (§59 стр 286). Отвечают на вопрос (Ответ: За время существования Римской империи с времен республики границы расширились более чем в два раза на запад и восток.)


Слушают учителя.



Учитель заранее дает задание обучаемому, помогает ему составить план выступления, контролирует составление слайдов презентации.

Подготовленный ученик рассказывает об императоре Константине. Остальные слушают.
Презентация "Император Константин".
Знание основных фактов прихода к власти Константина; изменения в армии. Умение сравнивать исторические события;  излагать причины перемен в Римском государстве при Константине
5.
Первичное закрепление
Практический
Л.:эмоциональное отношение к поступкам Константина;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения познавательной задачи;
К.: определять намерения и способы коммуникации с учителем и сверстником;
П.: называть причины перемен в Римском государстве при Константине.
Организует беседу об услышанном. По последнему вопросу возможна дискуссия.
- Как полководец Константин пришёл к власти?
- Какой титул он получил?
- Кто такой император?
- Охарактеризуйте его?
Вручает отвечавшим жетоны.
Фронтальная работа.
Ребята отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы. Получают жетоны.


Слушать учителя, четко отвечать на вопросы. Складывание представлений о выдающихся деятелях.
6.
Проработка содержания темы
Работа с книгой
Л.: проявление творческого воображения при подготовке рассказа о Риме;
Р.: выстраивать логическую цепочку для поиска решения познавательной и творческой задачи
К.: действовать в  сотрудничестве при работе в паре;
П.: называть причины перемен в Римском государстве при Константине.

Организует работу в парах. Предварительно готовит карточки с заданиями и иллюстративный материал для ответов.
Задание по§59 п.3 для пары  "I век"
1)    Выделите причины ухудшения положения колонов в Риме.
2)    Дайте оценку указу Константина, запрещавшему уходить колонам с участков.
3)    После выступления по вопросам заполните поле №1 в кластере на доске в соответствии со своим пунктом.
Задание по§59 п.4 для пары "II век".
1)    Дайте свою оценку указу 313 года, разрешающего христианам строить храмы и открыто молиться.
2)    Определите, что послужило причиной его принятия.
3)    После выступления по вопросам заполните поле №2 в кластере на доске в соответствии со своим пунктом.
Задание по§59 историческая справка с288  для пары "III век".
Подумайте: каким образом вера людей в ад  и рай могла помочь управлять государством Константину?
Задание по§59 п.5 для пары "IV век".
1)    Определите причины переноса столицы в Византий (Константинополь). Покажите его на карте.
2)    Дайте оценку поступку Константина в отношении культурных достижений Рима, Афин и других городов.
3)    После выступления по вопросам заполните поле №3 в кластере на доске в соответствии со своим пунктом.
Работа в парах.
Каждая пара работает по полученной теме, и готовиться отвечать на поставленные вопросы.

Карточки с заданиями. Кластер на доске.
Презентация

Умение  излагать причины перемен в Римском государстве при Константине;  на основе текста и иллюстраций учебника составлять рассказ о Риме.
7.
Физкультминутка
Практический: динамическая пауза
Л.: интерес к физическим упражнениям;  эмоциональное отношение к динамическому этапу урока.
Р.: отношение к словам учителя как указателям желательных способов поведения;
К.: действовать в  сотрудничестве при работе в паре;
П.: 2)    понимание значения периодической смены деятельности.
Учитель организует разминку.
Упражнение.
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок.
Выполняют задания, которые звучат в стихотворении, диктуемым учителем.

Положительное отношение к периодической смене деятельности и здоровому образу жизни.
8.
Закрепление изученного материала
Практическое
Л.: интерес к творческой деятельности на основе исторического материала;
Р.: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе сотрудничества.
К.: способность слушать сверстников и принимать во внимание то, что они говорят;
П.: излагать причины перемен в Римском государстве при Константине.

Организует выступления групп и заполнения кластера на экране. (Приложение№1 Слайд 7)
Представители, выходят к доске и озвучивают итоги работы в паре
Заполняют поле кластера на доске.
Задают и отвечают на вопросы сверстников.
Выводят количество набранных жетонов за работу по критериям (Приложение №1 Слайд 8).
Презентация
Строить речевое высказывание в устной форме. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
9.
Контроль
Проверка знаний "Змейка".
Л.: стремление использовать полученные знания.
Р.: тенденция контролировать свою деятельность и способность к самооценке;
К.: слушать учителя;
П.: оперировать хронологическими данными правления Константина.

Организует контроль знаний. За каждый правильный ответ каждый получает жетон в копилку группы.
- У вас в рабочих листах есть пункт №2 Таблица "Змейка" (Приложение №2). Вы должны ставить токи в ячейку с нужным номером вопроса и с вариантом ответа ДА/НЕТ.
Вопросы: Верно ли утверждение, что
1.    Римляне назвали варварами народности, чей язык не понимали? (да)
2.    Константин носил титул короля? (Нет)
3.    При Константине возросла численность армии? (Да)
4.    Указ Константина разрешил колонам уходить со  своих участков? (Нет)
5.    Указ Константина 313 года разрешил христианам строить храмы? (Да)
6.    Константин перенес столицу государства в Рим? (Нет)
7.     Для украшения Константинополя запретил вывозить статуи из Афин? (Нет)
8.     Христиане призывали к свержению императора? (Нет)
Индивидуальная работа.
Ребята работают в рабочих листах. Самопроверка ответов со слайда. (Приложение №1 Слайд 9)

Презентация.
Слушать учителя, четко отвечать на вопросы.
10.
Подведение итогов
Практический
Л.: умение ориентироваться исторических событиях и явлениях;
Р.: готовность решать сложные вопросы;
К.: формулировать и задавать вопросы на уточнение;
П.: соотносить римского императора и христиан.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились еще с одним периодом развития Рима. За время правления  императора Константина, которому историки дали прозвище Великий, Рим изменился, изменилась его столица.
- А какое событие, по -вашему мнению, послужило тому, что императора стали называть Константин Великий?
- В начале урока мы ставили с вами проблемный вопрос: почему христиане не представляли опасности для римского императора? (Приложение 1 Слайд 10)
- Кто сможет ответить?
Выдает жетоны за верные ответы.
Слушают учителя и отвечают на вопросы. Получают жетоны за верные ответы.



(Ответ: указ 313 года, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться)

(Ответ: Христиане не призывали к свержению императора, а, наоборот, "молились за него".)
Презентация.
Способность решать творческие задачи. Строить речевое высказывание в устной форме.
Подведем итоги. Пара набравшая больше всех баллов получает "5";
Меньше на 1-5 - "4";
Меньше на 5 и более- "3";
Не набравшая -"2" (Приложение №1 Слайд 11)
Выставляет оценки.
Работа в парах.
Подсчитывают набранные жетоны.

Презентация
11.
Рефлексия
Практический
Л.: адекватно оценивать свои способности, что получилось хорошо, а над чем нужно поработать.
Р.: 2)    Оценивать результаты своей работы;
К.: выражать свое эмоциональное состояние в устной речи;
П.: определять тип своего настроения.

- Сегодня мы с вами сделали большую работы. Каждый работал на уроке. Давайте посмотрим, что каждый из вас узнал для себя нового. Заполните колонку два в пункте №1 вашего рабочего листа.
- Заполнив таблицу, оцените свою работу на уроке: выберите круг соответствующий вашей активности на уроке и приклейте его на наш светофор.
Зеленый круг - работал в полную силу.
Желтый круг- работал не в полную силу, в следующий раз буду работать активнее.
Красный круг - не работал, но в следующий раз проявлю себя.
Заполняют таблицу. Оценивают свою работу. Выбирают круг нужного цвета и приклеивают его на светофор.
Презентация. Иллюстрация "Светофор"
Учебно-познавательный интерес. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Ход урока
УУД -Универсальные учебные действия, Л. -личностные УУД, П. -познавательные УУД, Р.-регулятивные УУД, К.-Поммуникативные УУД. ДМ - дидактический материал.
Используемая литература:
1.    Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-М.:ВАКО, 2007
2.    Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под. Ред Искандерова - М.:Просвещение, 2015.
3.    Жингалиева К.И. Технологическая карта урока "Поэма Гомера "Илиада", сайт "Мой университет", 2012
4.    Энциклопедия для детей. Всемирная история.-М.: "Аванта+", 1993
Работа опубликована на сайте "Открытый класс" >>>