I этап
Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.
Школа должна создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации. Школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, информационной, коммуникативной и др.
Развитие таких компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как:
- умение решать проблемы, использовать собственный опыт;
- заниматься самообразованием;
- работать с различными базами данных, документацией;
- добывать информацию;
- иметь собственное мнение;
- понимать позицию других людей;
- оценивать поступки, вредные привычки;
- сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
- принимать решения;
- уметь прийти к общему мнению;
- работать в группах;
- уметь организовать свою работу;
- устоять перед трудностями и т.д.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
- использование в работе интерактивных технологий;
- проведение нестандартных уроков;
- организацию исследовательской работы;
- стимулирование самообразовательной деятельности учеников;
- отслеживание динамики развития учащихся;
- пропаганду достижений науки и культуры;
- подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;
- обучение приемам составления плана, написанию конспектов, оставления схем и заполнения таблиц;
- подготовку заданий творческого характера;
- стимулирование высказывания собственных мыслей;
- разработку заданий разного уровня;
- создание проблемных ситуаций;
- внедрение методов самооценки и взаимопроверки;
- организацию работы в парах и группах переменного состава и др.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Компетентностно-ориентированное задание состоит из (приложение №1):
стимула,
задачной формулировки,
источника информации,
бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
инструмента проверки: аналитическая шкала, перечень вероятных вариантов ответов; ключ- эталон результата выполнения учащимися задания закрытого типа; бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащихся по выполнению задания; критерии оценки работы в группе.
II этап
На уроках истории наиболее удобны КОЗ на этапе получения новой информации, так как они позволяют учителю изменить традиционную форму урока, в которой главное место отводится учителю и информации из его уст. Данные задания ориентированы на получение информации самими учениками из исторических документов, что позволяет отойти от готового материала учебника. Конпетентностные задания в отличие от карточек и тестов используются не для того, чтобы поставить оценку, а для того, чтобы учащийся вник и понял материал, смог его пронести через себя, осознать и только после этого выполнить задание. Учащиеся получают знания самостоятельно. На открытом уроке мной было использовано КОЗ по теме "Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки". Учащиеся проработав извлечение из конституции 1787 года США, составляют схему власть. (Приложение 2)
Структура:
- стимул;
- задачная формулировка;
- источник информации;
- бланк ответа не предполагается в задании;
- Инструмент проверки - ключ
III этап
Перед вами отрывок исторического документа. Предлагаю объединится в группы и разработать КОЗ (Приложение 3).
Слушатели представляют на обсуждение полученное компетентностное задание.