2) Также особое внимание в своей деятельности уделяю развитию регулятивных универсальный учебных действий, которые развитию способности воспринимать задачу планировать путь ее решения и навык оценивая результатов своей работы. В ходе сотрудничества ребята отрабатывают навыки анализа, систематизации материала и учатся выбирать необходимый материал для решения поставленной задачи и выделять из него главное, основное. Для решения данных задач на уроках истории помогает лист самооценки, где ребята сами оцениваю свою работу в группе отмечая те свои качества, которые были проявлены: активность, общение, выдвинутые идеи ил пути решения задач. Так в ходе изучения темы "Декабристское восстание" в 8 классе, ребята готовили проекты о декабристах Красноярского края. Они самостоятельно ставили задачи, планировали свою деятельность, заполняя "Дневник работы над проектом" и проводили самооценку своих действий. В итоге данные работы были представлены на конкурс "Люблю тебя, мой край родной! -2010", где заняли I и II места.
3) Моя педагогическая методика позволяет способствовать развитию основных коммуникативных навыков для того, чтобы школьник, выйдя в большую жизнь, смог не потеряться, не замкнуться в себе, а, обладая определенными знаниями и умениями, состояться как личность в семейных, общественных и профессиональных отношениях. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения напрямую обязывают педагогов использовать активные и интерактивные методы обучения и воспитания. Одним из основополагающих принципов реализации данных методов является принцип сотрудничества, способствующий социализации школьников. И вид сотрудничества "Учимся вместе" как нельзя лучше подходит для этого. Работая в группе, каждый участник должен быть постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой. Так, например, на уроке истории в 9 классе при работе над темой "Становление Российской государственности" ставлю проблемный вопрос перед одной из групп: "Новый путь России - это путь демократизации?". Для решения этой задачи школьники должны работать не только внутри своего класса, но и провести опрос родителей, учителей и главу администрации. Это дает ребятам бесценный опыт общения с людьми других возрастных категорий и начальный опыт обращения к чиновникам.
Благодаря выбранному мной методу работы происходит социализация ребят, коммуникативные универсальные учебные действия. Они приобретают навыки совместного решения задач, навыки общения между собой и с другими людьми, к которым необходимо обращаться при ведении работы. Слабые ребята всегда тянутся к более сильным, стараются выполнить задания лучше, так как понимают, что успех группы зависит и от качества выполнения их задания. Так, работая над внеклассным проектом, по созданию мультфильма на основе местной легенды о местечке "Мамонтово", девятиклассники не только смогли работать разно уровневых группах, но и поднять уровень знаний и навыков слабых ребят, отведя им задания (подготовка озвучивания мультфильма, поиск информации о внешность первобытного человека и т.п.), без выполнения которых работа всей группы будет под угрозой. Это стимулировало слабых ребят и подталкивало сильных оказывать помощь им.
4) В современных условиях федерального государственного образовательного стандарта на ребят возлагается большая часть самостоятельности и самоопределения. Для решения данной задачи авторы учебников и методических разработок предлагаю большое количество творческих заданий, что позволяет направлять работу школьников в том направлении, в котором они могут проявить себя, развивать личностные универсальные учебные действия. Так в 5 классе при закреплении темы "Греко-персидские войны" я предлагаю ребятам совместную работу над одним проектом, содержащим задания, предполагающий разные формы работы: анализ документа - сделать вывод, подготовить описание воина, подготовить вопросы по теме, подготовить рисунок. А как итог работы группы - оформить все результаты в одну презентацию от группы. Задания ребята выбирают сами. Эта форма работы в дальнейшем позволяет нам участвовать в проектах, предполагающих различные виды работ, например в 2014 году группа 9 класса стала победителем проекта "Земля - наш общий дом", приняли участие в проекте "Мы и культура", представляем свои работы на конкурсы районного, регионального и межрегионального уровня. Значимым проектом 2014 года стал общешкольный проект "Краеведческая страница "Героическая летопись Красноярского края", над которым работали несколько разновозростных групп.
В условиях современной школы данная методика несколько трансформировалась и приобрела черты присущие информационному обществу - наличие цифрового пространства в ходе обучения. Благодаря слиянию информационных средств обучения и методов сотрудничества в ходе образовательного занятия у школьников развиваются не только навыки работы с традиционным учебным материалом, навыки работы в группе, но и целесообразное использование информации сети Интернет, развитие навыка работы с компьютерными программами, развитие навыка самооценивания. Сегодня в работе на уроках закрепления в 6-ом классе использую совместную работу с Google - документами, так, например, при изучении темы "Средневековая деревня" ребята в ходе работы в группах заполняют таблицу "Роль натурального хозяйства в средневековой деревни и в деревне современной". Итог выводится на доску, каждая группа защищает свой результат.
Используя в своей практике метод сотрудничества, я пришла к выводу, что совокупность основных выделенных принципов позволяет развивать личность школьника всесторонне.
Следовательно, педагог XXI века должен не только дать статические знания, но и развить личность в каждом ученике, умеющую добыть, изучить, систематизировать, применить её в обыденной жизни. Поэтому методика сотрудничества с опорой на современные технологии помогает мне, как человеку, открывающему мир молодому поколению, создать условия реальности на уроках и вкладывать знания, развивать навыки и умения, которые подготовят школьников к выходу во взрослую жизнь.